Появление хариджитов

Метки: , , , ,

Рубрики: Манхадж

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему имаму, господину посланников Мухаммаду, его семье, его сподвижникам, и всем тем, кто последовал его путем вплоть до Дня воздаяния!

Поистине, самые лучшие слова – это Книга Аллаха, а лучший путь – это путь Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Худшие же деяния – это нововведения, а каждое нововведение – это ересь, а каждая ересь – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне.
А затем:

Хариджиты появились в то время, когда между мусульманами существовал раскол, о чем сообщил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Их признаком будет появление среди них темного мужчины, одна рука которого подобна женской груди или повисшему куску мяса. Они появятся в то время, когда между мусульманами будет раскол». аль-Бухари 3610; Муслим 1064.

В сообщении от Зайда ибн Уахба аль-Джухани говорится, что он находился в войске ‘Али, когда тот отправился в поход против хариджитов. ‘Али говорил: «О люди! Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В моей общине появятся люди читающие Коран, и ваше чтение по сравнению с их чтением, и ваши молитвы по сравнению с их молитвами и ваши посты по сравнению с их постами будут ничтожны. Они будут читать Коран, считая, что он на их стороне, однако Коран будет против них. Их молитвы не пройдут ниже их ключиц, и они выйдут из религии подобно тому, как стрела вылетает из насквозь пробитой мишени

И если бы войско, которое встретится с ними (на поле боя) знало, что им было гарантировано словами пророка (мир ему и благословение Аллаха), то они непременно оставили бы другие праведные деяния. Их признак – это появление среди них мужчины, у которого есть предплечье, но отсутствует локоть, верхняя часть которого подобна соску женской груди, и оно покрыто белыми волосами. Отправляясь к Муавийи и жителям Шама, вы оставляете их (хариджитов) позади, вместе со своими детьми и имуществом! Клянусь Аллахом, они (хариджиты) пролили запретную кровь и посягнули на скот людей! Поэтому действуйте (воюйте против них) с именем Аллаха!»

Саляма ибн Кухайль сказал: «Зайд ибн Уахб однажды сказал мне: «В тот самый день (когда мы выступили против хариджитов) дойдя до моста (который находился там) во главе их был Абдуллах ибн Уахб ар-Расиби. ‘Абдуллах ибн Уахб сказал им: «Метните ваши копья и обнажите свои мечи, ибо я думаю, что они атакуют вас, подобно тому, как они сделали это в день Харуры». Они немного отступили и со стороны метнули свои копья в противоположную от них сторону, а затем обнажили свои мечи. Люди, находящиеся в войске ‘Али двинулись на них с выставленными копьями и вонзили их в них, а затем стали убивать их одного за другим. В тот день из войска ‘Али погибли только двое. ‘Али сказал: «Ищите среди них калеку». Они искали, но не нашли. Тогда ‘Али поднялся с места и подошел к тому месту, где было множество трупов, и сказал: «Поднимайте их одного за другим». Наконец они нашли его под трупами других людей. И тогда ‘Али воскликнув: «Аллах Велик!», сказал: «Правдив был Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха)». Затем ‘Убайда ас-Сальмани подойдя к нему, сказал: «О амир правоверных! Заклинаю тебя Тем, кроме Которого нет иного божества достойного поклонения, ты слышал об этом от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?» Он ответил: «Да, клянусь Тем, кроме Которого нет иного божества достойного поклонения, я слышал эти слова от самого Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)». Убайда попросил ‘Али поклясться трижды, и он сделал это». Муслим 1066.

Также передается от Абу Са’ида, который рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) упомянул о группе людей, которые появятся в его общине, в то время, когда между мусульманами будут разногласия, и их будут именовать «бритоголовые». Он (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Они являются самыми худшими из созданий, и одна из двух групп, которая будет ближе к истине, вступит с ними в бой». Далее Абу Са’ид сказал: «О жители Ирака, и вы убили их!» Муслим 1065.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Разделится моя община на две группы. И аль-Марикъа (вышедшие) будет между ними. Самая близкая к истине из этих двух групп уничтожит их». Муслим 1065; Ахмад 3/79. Здесь приводится версия Ахмада.

Ибн Касир сказал: «Этот хадис является доказательством пророчества Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Это событие произошло именно так, как об этом рассказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). В отличии от убеждений невежественных и несправедливых шиитов-рафидитов, которые считают жителей Шама неверными (так как они поддерживали Му’ауийу), этот хадис доказывает что, обе стороны, как сторонники Му’ауийи, т.е. жители Шама, так и сторонники ‘Али, т.е. жители Ирака (несмотря на произошедшее между ними) являются мусульманами. Также этот хадис указывает на то, что сторонники ‘Али были ближе к истине, чем сторонники Му’ауии. Это мазхаб ахлю-Сунна уаль-джама’а, что ‘Али был прав. Му’ауия в сражении с ним опирался на свой вывод (иджтихад) и допустил ошибку, но он получит одну награду инша-Аллах. А ‘Али за вынесенное им верное решение будет награжден вдвойне. В сборнике имама аль-Бухари сообщается со слов ‘Амра бин аль-Аса, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если судья, проявивший усердие, вынес решение и оказался прав, то он получит двойное вознаграждение, а если он проявил усердие и ошибся, то одно». См. «аль-Бидая уа ан-нихая» 10/563.

‘Али сражался с хариджитами и после битвы Саффайн в Шаме, когда он вернулся в Куфу. Когда он вошел в Куфу, от его армии откололась одна группа. Упоминается, что их численность составляла 16 или 12 тысяч человек, или меньше этого. Они, отколовшись от армии ‘Али, подняли мятеж против него. Они были недовольны некоторыми действиями ‘Али. По этой причине ‘Али отправил к ним ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, для того, чтобы он внес некоторую ясность в это дело. ‘Абдуллах ибн ‘Аббас дискуссировал с ними на многие темы, и ответил на все их сомнения. Когда они удостоверились в ошибочности своих убеждений, то многие раскаялись и отошли от этого пути, а некоторые слепо продолжали упорствовать.

Упоминается также, что и сам ‘Али отправился на встречу с ними и обсудил с ними те вопросы, которыми они были недовольны, после чего они отошли от своих убеждений и вошли с ним в Куфу.

Затем они, нарушив договор, вновь вернулись к своим прежним убеждениям. Они призывали друг друга на свой путь под лозунгом «побуждения к одобряемому и запрещение порицаемого» (аль-амр биль ма’руф уа-ннахий ‘аниль-мункар). Затем они отправились в местность под названием ан-Нахрауан, и там ‘Али сразился с ними. См. «аль-Бидайа уа ан-нихайа» 10/564.

Из характерных черт этих невежд было то, что они были более усердны в поклонении, чем другие. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поведал, что они будут усердней в молитвах и других видах поклонения, чем самые лучшие люди этой общины, которые имели самые правильные вероубеждения. Он (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине ваши молитвы по сравнению с их молитвами и ваши посты по сравнению с их постами будут казаться вам ничтожными». Муслим 1064.

Однако, несмотря на их многочисленное поклонение – это им не принесет никакой пользы! Возникает вопрос: почему?! Потому что Аллах принимает деяния только тогда, когда они соответствуют двум условиям:

1. Деяние должно быть совершено искренне ради довольства Аллаха. Это значит, что при совершении деяний должны отсутствовать показуха (рийа) и другие тому подобные факторы.

2. Деяние должно соответствовать Сунне посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

Всевышний Аллах сказал: «Он – Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, когда Его Трон находился на воде, дабы испытать, чьи деяния будут лучше» (Худ 11: 7).

Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд в отношении этого аята сказал: “Это значит: у кого деяния будут искренними и правильными!” Его спросили: “А что значит: искренними и правильными?” Он ответил: “Поистине, если деяния были искренними, но не были правильными, они не примутся, и если деяния были правильными, но не были искренними, они не примутся до тех пор, пока не станут искренними и правильными. Искренним является то, что совершается ради Аллаха, а правильным – то, что соответствует Сунне”. Абу Ну’айм в “аль-Хилия” 8/95.

Искренность является условием для принятия деяний, которые совершаются мусульманином ради довольства Аллаха. Если при совершении деяния ради Аллаха к намерению примешается еще что-либо, то такое деяние не примется. Если кто-либо, совершая поклонение не на основе знания станет совершать это искренне, избегая показухи, и при этом не примет во внимание соответствие деяния Сунне, то такое поклонение у него также не примется, даже если оно будет искренним. Поэтому мусульманин должен стремиться к тому, чтобы его деяния соответствовали шариату, были правильными и искренними ради Всевышнего Аллаха.

Деяния вышеупомянутых хариджитов возможно были искренними. Несмотря на их усердие в поклонении, они все же вышли из религии по причине их излишества, невежества и обвинения мусульман в неверии!

Доказательством их невежества являются события, произошедшие во времена ‘Али бин Абу Талиба. ‘Али призвал их сражаться против врагов и проявлять терпение. Когда ‘Али решил атаковать жителей Шама, ему сказали, что хариджиты распространяют смуту, проливают кровь, чинят разбой и покушаются на честь людей. Среди их невинных жертв были сподвижник посланника Аллаха(мир ему и благословение Аллаха) ‘Абдуллах ибн Хаббаб, которого хариджиты взяли в плен вместе с его беременной женой.

Хариджиты спросили его: “Кто ты?” Он ответил: “Я сподвижник посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ‘Абдуллах ибн Хаббаб, и вы наводите на меня страх. Они сказали ему: “Не переживай. Расскажи нам то, что ты слышал от своего отца”. Он сказал: “Я слышал, как мой отец сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Наступит время смут, когда сидящий будет лучше стоящего, а стоящий лучше идущего, а идущий лучше бегущего». Ахмад 5/110, ‘Абдур-Раззакъ 18578, ат-Табарани 3631. аль-Къушайри, ас-Сан’ани, Ахмад Шакир и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Затем они повели его вместе с собой связанным. По дороге они встретили свинью, которая принадлежала одному зиммийю. Один из них ударил ее мечом и рассек ей кожу. Другой же сказал: “Почему ты сделал это?! Она же принадлежит зиммийю!” Затем он отправился к хозяину свиньи и стал мягко говорить с ним, пока не оставил его довольным. Также, когда один из них взял финик, который упал с дерева, чтобы его съесть, другой сказал ему: “Ты взял это, не спросив разрешения и не заплатив за него!” Тогда он тотчас же вынул его изо рта. Однако, несмотря на все это, они зарезали ‘Абдуллаха ибн Хаббаба, а его жене, несмотря на ее слова: “Я беременная женщина, неужели вы не устрашитесь Всемогущего Аллаха?”, они отрубили голову и, вспоров живот, выбросили ребенка”. См. “аль-Бидая уа-ннихая” 10/583.

Обратите внимание! Они щепетильны в менее важных делах, но в таком великом деле, как пролитие крови мусульман они беспечны! Они решили проблему с хозяином свиньи и оставили его довольным, тогда как он был неверным! Также они были осторожны и не съели упавший с пальмы финик, однако они не проявили свою богобоязненность в убийстве мусульманина!

Подобных примеров множество и в наши дни. К примеру, они проявляют чрезмерную осторожность в употреблении мяса, поступающего из стран неверных, являющиеся христианскими, однако не опасаются обвинять мусульман в неверии, говоря: «Такой-то неверный, такой-то неверный!» А когда их спрашивают: «Каковы ваши доводы?», они потом начинают искать доказательства. Ради того, что бы обвинить в неверии кого-либо из правителей или других людей, они пытаются растолковать некоторые шариатские доводы так, как это соответствует их страстям. Потому что их планы не воплотятся в жизнь, и они не смогут говорить об обязательности выступлений против правителя (хурудж), если не обвинят его в неверии.

Ведь людям известно, что недозволенно выступать против правителя мусульман, пока он не станет неверным. Поэтому все начинается с обвинений в неверии в адрес правителя, а затем пытаются убедить людей в том, что их правитель вышел из Ислама. А когда люди согласятся с этим, они направляют их внимание на восстание против него.

В настоящее время эта беда поразила множество мусульман. Вопрос такфира является сложным вопросом, а не легким. Поэтому нельзя называть неверными людей, кроме тех, кого назвали неверными Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) и тех, в чьем неверии мусульмане единогласны.

‘Али рассказывал: «Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) послал аз-Зубайра, аль-Микдад бин аль-Асуада и меня для совершения одного дела и сказал: «Отправляйтесь к саду Хах, там будет женщина, а у нее письмо. Заберите у нее это письмо». Мы нагоняли своих лошадей, пока не достигли сада. Там мы увидели женщину и сказали: «Отдай нам письмо!» Она ответила: «У меня нет письма!». Мы сказали: «Либо ты отдашь нам его, либо мы сорвем с тебя одежду!» После этого, она достала письмо из своей косы, и мы вернулись с ним к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). В письме Хатыб ибн Абу Бальта’а написал некоторым мекканским язычникам о делах посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Что это, о Хатыб?» Он ответил: «О Посланник Аллаха, не спеши делать выводы относительно меня! Я из пришлых людей в племя курайшитов и не являлся одним из них. У мухаджиров в Мекке есть кровная родня, которая защитит их имущество и семьи. А я по причине отсутствия кровного родства с ними, хотел найти союзника среди них, который бы защитил мою семью. Я не сделал это из-за своего неверия, отказа от религии или предрасположенности к неверию!» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Он сказал вам правду!» В это время ‘Умар сказал: «О Посланник Аллаха! Разреши мне отрубить голову этому лицемеру!» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Он участвовал в битве при Бадре. А разве ты не знаешь, что Аллах сказал об участниках Бадра: “Делайте что пожелаете, ибы вы прощены!”» аль-Бухари 3983; Муслим 2494.

Нет сомнений в том, что помощь неверным против верующих является неверием, и Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и помощником» (аль-Мумтахина 60: 1).

Как видно, внешне действие Хатыба походило на неверие (куфр). Однако на вопрос посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Что это о Хатыб?», он ответил тем, что хотел найти среди курайшитов защитника для своей семьи и имущества и что сделал это не по причине сомнений в религии.

Внешне действие Хатыба является неверием, однако его внутренне намерение не подтверждало его внешнее деяние. И по этой причине было недозволенно обвинять его в неверии и выводить его из Ислама.

К этому также относится хадис: «Жил человек, который совершал грехи. Когда к нему приблизилась смерть, он сказал своим сыновьям: «Когда я умру, сожгите меня и в ветреный день развейте мой пепел. Клянусь Аллахом, если у Него хватит мощи воскресить меня, то Он накажет меня так, как не наказывал никого другого». Они сделали, как просил их отец. Затем Аллах приказал земле: «Собери все то, что относится к нему!» Таким образом, земля выполнила приказ, и он увидел себя стоящим. В это время Всевышний Аллах сказал ему: «Что заставило тебя сделать это?» Он ответил: «Страх перед Тобой, о мой Господь!» И Аллах простил его». аль-Бухари, 3481; Муслим, 2756.

То есть этот человек совершил подобное деяние из-за страха перед Аллахом.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймийя сказал: «Этот человек сомневался в могуществе Всевышнего Аллаха и в том, что Он воскресит его, после того как будет развеян его прах. Согласно его убеждению, это казалось ему невозможным. А подобное убеждение согласно единогласному мнению мусульман является неверием (куфр). Однако этот человек был невежественен и не знал этого. Но в тоже время он был верующим, который страшился наказания Аллаха. И именно по этой причине Аллах простил его». См. «Маджму’уль-фатауа» 3/231.

Вопрос обвинения в неверии не является настолько незначительным и легким, чтобы обвинять какого-либо мусульманина в неверии, не имея веских доводов. Даже если найдутся веские доводы, то обвинение должно исходить от обладателей знания.

Хафиз Ибн Касир сказал о хариджитах: «Я говорю: Это самые странные люди из сынов Адама. Свят Аллах, Который сделал разными Свои творения и записал все в великом предопределении. Что может быть лучше, чем слова некоторых праведных предшественников (саляфов) о хариджитах, которые говорили, что под словами Всевышнего: «Скажи: “Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? Это те, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо!”» (Аль-Кахф 18: 103-105) имеются в виду хариджиты. Суть в том, что эти невежды пребывают в глубоком заблуждении. Они несчастны в своих словах и делах. Они решили отделиться от основной массы мусульман. После того, как они собрались и укрепились в Мадаине, они созывали своих братьев и единомышленников, чтобы собраться вместе. Зайд ибн Хусайн ат-Таи сказал им: «Вы не сможете войти в Мадаин группами, так как там имеется сильное войско, которое помешает вам. Вы скажите вашим людям, чтобы они собрались на мосту, который пролегает через реку Джух. Выходите из Куфы по одному, а не группами, чтобы ничего не заподозрили». Они написали общее письмо своим единомышленникам из Басры и других мест, в котором указали место сбора и призвали к объединению. После этого известия они, дабы не сталкиваться с препятствиями, стали по одному выходить из города. Они покинули свои дома так, что об этом не узнали их родители, братья, дяди и тети. По их мнению, их невежественные действия, которые были совершены не на основе знания, а на основе их небольшого разума, приведут к довольству Аллаха. Однако, они не знали, что эти действия являются большим грехом, ведущим в адский Огонь, и были приукрашены для них Иблисом, который был отдален от Милости Аллаха и изгнан из небес за свою вражду, которую он испытывал к Адаму и его потомкам!» См. «Аль-бидайа уа ан-нихайа» 7/228.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приказал нам сражаться с теми, кто выступает против правителей и не подчиняется им. Также велел и Всемогущий Аллах, сказавший: «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернется к повелению Аллаха» (Аль-Худжурат 49: 9).

Как видно из аята, Всевышний Аллах велел сражаться против той группы мусульман, которая несправедлива.

Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указал на то, что ‘Али будет прав в борьбе против хариджитов, и те которые воевали вместе с ним, вели борьбу против угнетателей. Поэтому, если группа людей впадет в крайность относительно правителя мусульман и выступит против него, то всем мусульманам во главе с обладающими властью необходимо сразиться с ними.

В хадисах сообщается, что появление хариджитов не ограничивается определенным веком. Напротив, они будут появляться и в последующие века и даже во времена Дадджаля. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В последние времена появится группа людей, и как будто этот человек будет среди них. Они будут читать Коран, но он не будет опускаться ниже их глоток! И они выйдут из религии подобно тому, как стрела вылетает из насквозь пробитой мишени! Их основным признаком будут их бритые головы. Они будут появляться каждый век, и последние из них выйдут с Дадджалем. Они наихудшие люди из числа моей уммы, поэтому, где бы вы их ни встретили, убивайте их». Этот хадис передал ан-Насаи.

В этом хадисе посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Они будут появляться каждый век, и последние из них выйдут с Дадджалем». Как сказано в хадисе, эти люди будут существовать всегда, вплоть до Судного дня и до появления Дадджаля. И даже одна группа из них выйдет вместе с Дадджалем.

Ученые упоминают об этом хадисе, когда приводят сообщения о хариджитах, выступавших против ‘Али. Однако если мы обратим внимание, то убедимся в том, что этот хадис также касается тех людей, которые не так давно посчитали Запретную мечеть (Масджид аль-харам) дозволенной, закрыли ее двери, убили множество мусульман и препятиствовали людям совершать в ней молитвы почти пол месяца.

‘Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В последние времена появятся люди молодые в годах и бестолковые в умах, которые станут произносить слова лучшего из созданий (пророка (мир ему и благословение Аллаха)), однако они отойдут от Ислама подобно выпущенной из лука стреле. Вера этих людей не пройдет ниже их глоток, а поэтому, где бы вы их ни встретили, убивайте их, ибо поистине, убивший их в День воскрешения получит за это награду». аль-Бухари 3611; Муслим 1066.

Эти качества (молодость и глупость) не были присуще хариджитам, которые подняли мятеж против ‘Али, и ведь в хадисе говорится: «В последние времена». В большинстве хадисов касающихся хариджитов не упоминаются слова: «В последние времена», а упоминаются слова «Появится группа людей». Однако известно, что хариджиты, поднявшие мятеж против ‘Али жили в первые времена.

В вышеприведенном хадисе говорится «молодые в годах». Ибн аль-Асир сказал: «Слова «молодые в годах» соответственно указывают на начальные годы молодости». См. «ан-Нихая» 1/351. Они не достигли зрелого возраста и не познали истину. Это также относится и к тем, кто захватил Запретную мечеть, тогда как хариджиты, выступившие против ‘Али были людьми зрелого возраста, среди которых были и старики.

Также в хадисе говорится «и бестолковые в умах». Ибн аль-Асир сказал: «Имеется в виду человек, который слаб с точки зрения понимания, разума, сознания и осмотрительности». См. «ан-Нихайа» 1/434. Данные описания относятся и к вышеупомянутым людям. Однако хариджиты времен ‘Али были людьми разумными, а не бестолковыми.

Затем в хадисе говорится «станут произносить слова лучшего из созданий». Это означает, что они будут говорить словами посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Это толкование считается правильным согласно некоторым комментаторам хадисов. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 13/80. Хариджиты же времен ‘Али говорили: «Нам достаточно Книги нашего Господа».

Однако люди, восставшие несколько лет назад в Мекке, считали, что они следуют изречениям пророка (мир ему и благословение Аллаха). Конечно же, они не были правы, как они думали, а пребывали в заблуждении. Они говорили словами наилучшего из созданий, и думали, что следуют им и являются из приверженцев хадисов (ахль хадис). Однако они заблуждались, ибо они не были таковыми, поскольку не поняли хадисов посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). На самом же деле они были молоды, о чем известно тем, кто в курсе того, что происходило. Большинство из них были молодыми, со слабым пониманием, невежды, которые не участвовали в религиозных собраниях. На мой взгляд, данный хадис целиком соответствует этим людям. Как бы то ни было, они вышли за пределы повиновения, восстали против правителя и совершили злодеяние.

Однако это не означает, что хариджиты вышли из Ислама и являются неверными. ‘Али не называл их неверными. Однако достаточно того, что они являются людьми заблудшими. Поэтому необходимо их убивать и сражаться с ними, пока в общине Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) не останется никого из них, ибо поистине, нечестие и зло приносимое ими велико!

В одном из хадисов сообщается: «Принесут присягу одному человеку между местом стояния Ибрахима и стенами Каабы. Никто не станет считать этот дом дозволенным (для пролития крови), кроме этих людей. И когда они посчитают этот Дом дозволенным, то не спрашивай о гибели арабов!» Ахмад 2/351; Ибн Хиббан 6872; ат-Тайалиси 2373; Ибн аль-Джа’д 2810. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Некоторые богословы относят этот хадис ко времени появления Махди. Однако я считаю, что этот хадис относится к тем, кто присягнул на участие в вышеупомянутой смуте. Потому что Кааба не будет дозволенной для кровопролития после присяги на верность Махди. Однако, когда присягнули этому человеку (Джухайману), Кааба стала дозволенной (там была пролита кровь). А Аллаху ведомо лучше!

Из всего вышеупомянутого становится ясно, что те, которые выступали против правителей на протяжении веков, достойны называться хариджитами, и достойны наказания, которое заслуживают хариджиты, а это смерть! Необходимо поступать с ними так же, как поступили с теми, кто не так давно совершил теракт. Поистине, убийство невинных людей в этой стране является ошибочным иджтихадом, который не приемлет шариат. Ранее упоминались слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), где говорилось об одной награде тому муджтахиду, который вынес решение, но ошибся, и двойной награде тому, кто оказался прав. Однако к каким вопросам относится это правило?! К второстепенным вопросам. А что касается проявления иджтихада в вопросах ‘акыды и манхаджа, то нет за это никакой награды. От иджтихада необходимо воздерживаться в тех вопросах, относительно которых есть тексты Корана и Сунны. На это указывает веление посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) убивать хариджитов, и они, как об этом говорится в хадисах, больше всех достойны смерти. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не говорил о том, что хариджиты будут награждены за свои деяния, а напротив, награды будут удостоены те, которые станут убивать их. Убитые хариджиты являются самыми худшими из людей. В некоторых хадисах упоминалось, что они будут собаками из числа обитателей Ада. В этом мире их велено убивать, а в мире будущем их воздаянием окажется Огонь, как сказал об этом посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Нет у них оправдания за их ошибочный иджтихад, так как в вопросах ‘акыды и манхаджа нет места иджтихаду! Необходимо следовать манхаджу саляфов (праведных предшественников) и придерживаться ученых, следующих их путем, которые могут отличить истину от лжи.

Ибн Касир сказал: «В день ан-Нахрауана люди говорили: «О повелитель правоверных, хвала Аллаху, Который уничтожил их!» ‘Али сказал: «Нет, клянусь Аллахом, они все еще остаются в чреслах мужчин и утробах женщин!» т.е. они еще появятся. «Они появятся среди худших и объединят свои силы для мятежа, после того как найдут своих сторонников».

Ибн Касир также сказал: «Места земных поклонов ‘Абдуллаха Ибн Уахба ар-Расиби огрубели от его усердного поклонения и частых земных поклонов (намаза). Его даже называли обладателем свидетельства».

Хайсам ибн ‘Адий передал от Исмаила, а он от Халида, а тот от ‘Алькамы ибн ‘Амира: «Спросили у ‘Али: «Являются ли люди ан-Нахрауана многобожниками?» Он ответил: «Они избежали многобожия». Его спросили: «Они являются лицемерами?» Он ответил: «Лицемеры мало поминают Аллаха». Его снова спросили: «О амир правоверных, кто же они тогда?» Он сказал: «Это наши братья, которые выступили против нас, и по причине чего мы с ними сражаемся». Это передал Ибн Касир от Ибн Джарира». См. «аль-Бидайа уа ан-нихайа» 10/590.

Я прошу Всевышнего Аллаха даровать всем нам правильное понимание Его Книги, Сунны Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) и пути саляфов. И прошу Его показать нам истину истиной и помочь нам в следовании ей, и показать нам ложь ложью, и помочь нам отдалиться от нее. Также прошу Аллаха, чтобы Он отвел от нас сомнения относительно истины, для того, чтобы мы не впали в заблуждение. Поистине все в руках Аллаха и Он способен на всякую вещь.

И да пребудут мир и благословение Аллаха над посланником Его Мухаммадом,

его семьей и его благородными сподвижниками!


Местами зарождения идеологии хариджитов всегда являлись такие места, в которых был раскол и хаос, и отсутствовал порядок.

Имам аз-Захаби в «ас-Сийяр» 4/196 сказал: «Зайд ибн Уахб аль-Джухани аль-Куфи – это тот старик, который отправился для встречи с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Однако когда он был еще в пути, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) скончался. Сам Зайд умер в конце 83-го г.х.

Аз-Заркали в «аль-А’лям» 4/288 сказал: «Он был из местности, которая называлась аль-Азд. Он был главой ибадитов (одна из ветвей хариджитов). Он был образованным, красноречивым, смелым и вместе с тем был чрезмерно усерден в поклонении».

Имам аз-Захаби в «ас-Сийяр» 4/40 сказал: «Убайд ибн Амр ас-Сальмани аль-Куфи аль-Муради являлся знатоком фикха и известной личностью. Он принял Ислам в Йемене в год покорения Мекки. Он никогда не был рядом с пророком (мир ему и благословение Аллаха), однако получал знания от Али, Ибн Мас’уда и других сподвижников. Был талантлив в науке фикха и точен в хадисах. Умер в 72-ом г.х.».

Лишь искренним удается покаяться и утвердится на истинном пути, не возвращаясь вновь на путь хариджитов. Таково наказание Аллаха тем, кто вошел в нововведения, и в истории примеров этому множество. Айюб рассказывал: “Некий человек придерживался взглядов хариджитов, после чего он раскаялся и отошел от этих взглядов. Я обрадовался этому и пошел к Мухаммаду ибн Сирину известить его об этом. Я пришел к нему и сказал: «Такой-то, который придерживался своих взглядов, покаялся». Он сказал: «Смотрите на то, во что он превратится. Поистине, последние слова в хадисе, хуже для них, чем первые: «Вылетят из Ислама»«и не вернутся к нему!» Ибн Уадах в «аль-Бида’» 104. Да упасет нас Аллах от этого!

Йакъут в «Му’джам аль-булдан» 5/375 сказал: «Как известно местность Нахрауан охватывает три реки: аль-Аля, аль-Аусат и аль-Асфаль. Оно располагается на западе между Багдадом и аль-Уасытом рядом с большим селом. Северная граница доходит до Багдада. Эта местность включает в себя много городов: Искаф, Джарджарайа, ас-Сафийа, Дар Куна и др. Именно в этой местности произошло большое сражение между повелителем правоверных ‘Али и хариджитами».

Хафиз Ибн Касир писал: “Всевышний Аллах сказал: «и чтоб увидеть, чьи деяния окажутся лучше», и не сказал: «чьи деяния окажутся больше»”. См. “Тафсир Ибн Касир” 4/248.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запрещал пугать мусульман даже в шутку. ‘Абдур-Рахман ибн Абу Лейля рассказывал: “Сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) мне рассказывали, что однажды во время одного из походов вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха), один из них уснул, и пока он спал, они взяли его стрелы. Когда же он проснулся, то испугался, и они стали смеяться. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил их: «Почему вы смеетесь?» Они сказали: “Мы взяли его стрелы, пока он спал, что испугало его”. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Запрещено мусульманину пугать мусульманина!» Абу Дауд 4351, ат-Тирмизи 3/431. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Т.е. менее активный во времена смут будет лучшим.

Зиммий – это неверный, который проживает на мусульманских территориях и платит джизью (налог). Джизья не взимается с детей, женщин, стариков, нищих, умалишенных и больных. См. “Ахкаму ахли-зимма” 1/43-51, Ибн аль-Къайима.

Мясо животных, зарезанных мусульманами, христианами или иудеями является дозволенным для употребления. Всевышний Аллах сказал: «Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам» (аль-Маида 5: 5). Ибн ‘Аббас сказал: “«Еда людей Писания» – это мясо животных, которых они зарезали”. См. “Сахих аль-Бухари” 4/636. В том, что дозволенно есть мясо животных зарезанных христианами и иудеями, все мусульмане единогласны, и на «иджма’» в этом вопросе указали имам Ибн аль-Мунзир, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, имам Ибн Къудама и имам ан-Науауи, а противоречили этому только хариджиты.

Для того чтобы мясо животных, которых изначально есть дозволено, стало пригодным для употребления существуют определенные условия. Но, если мясо животного исходит от мусульман, христиан или иудеев, и неизвестно, что это животное было заколото недозволенным шариатом способом, то его употребление дозволенно. В данном случае сомнения возникают в вопросе закалывания животных дозволенным способом, однако подобные сомнения не берутся во внимание, так как основа в этом вопросе дозволенность употребления в пищу мяса, поступившего от мусульман, христиан и иудеев. И мы, отдаляясь от сомнительного, возвращаемся к основе, а именно к дозволенности. И в данном случае отдаление от сомнительного не является желательным, ибо шариат в этом вопросе сделал облегчение. ‘Аиша рассказывала: “Люди однажды сказали: “О посланник Аллаха, люди приносят нам мясо, а мы не знаем, произносили над ним имя Аллаха или нет”. На это посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Так произнесите над ним имя Аллаха вы, и ешьте его» И это были люди (от которых поступало мясо) недавно принявшие Ислам. аль-Бухари 2057.

Несмотря на то, что произнесение имени Аллаха перед закалыванием животного является условием того, чтобы мясо было дозволенным, пророк (мир ему и благословение Аллаха) не обязал своих сподвижников спрашивать об этом, более того он указал на то, как следует поступать в случае сомнения, сказав: «Так произнесите над ним имя Аллаха вы, и ешьте его».

Сообщается также от Анаса, что “во время похода на Хайбар одна иудейка принесла пророку (мир ему и благословение Аллаха) жареную баранину, и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отведал ее”. аль-Бухари 2617, Муслим 2190.

Таким образом, пророк (мир ему и благословение Аллаха) не спросил эту иудейку о том, каким образом и кто зарезал этого барана. Разве был кто-либо более богобоязненным или избегающим сомнительного, чем пророк (мир ему и благословение Аллаха)?! Вся беда в том, что мусульмане не знают, что в Исламе отдаление от сомнительно не является обязательным во всех делах. Имам аль-Хаттаби говорил: “Отстранение от сомнительного бывает трех видов: обязательное, желательное и порицаемое. Отстраняться от того сомнительного, которое связано с запретным является обязательным. Отстраняться от ведения дел с тем, у кого большинство имущества запретное, является желательным и отстраняться от того, что шариат сделал облегчением, является порицаемым”. См. “Найлюль-аутар” 5/119.

Хасан аль-Басри и аз-Зухри говорили о животном, зарезанном людьми Писания: “Если ты услышишь, что они зарезали животное во имя кого-либо, кроме Аллаха, то не ешь его. Но если ты не слышал этого, то ешь, ведь Аллах дозволил тебе это, зная о том, что они неверные”. См. “Тафсир аль-Байдауи” 2/298, “Фатх аль-Бари” 9/552.

Те же, кто заявляет, что в законоположениях (ахкам) люди Писания наших дней отличаются от христиан и иудеев времен пророка (мир ему и благословение Аллаха), тем самым утверждают, что шариат, ниспосланный Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) несовершенен, и не предусмотрел все это. Да убережет нас Аллах от подобных воззрений.

Истину сказал известный шейх из Наджда Абу Батын: “Удивительно то, что если ты спросишь кого-либо из тех, кто занимается обвинением в неверии, о вопросах очищения или торговли и тому подобном, то он не сможет тебе ответить, ибо не обладает знанием об этом. Он станет искать слова ученых относительно этих вопросов и ответит именно так, как отвечали они. А что можно сказать о таком великом и опасном вопросе как такфир?!” См. “Минхадж ахль аль-хакк” 77.

Как, например многобожники, атеисты, христиане и иудеи. «Неверие – одна религия!»

Местность вблизи Медины. См. «Му’джам аль-булдан» 2/383.

Речь шла о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) собирается двинуться в военный поход на Мекку.

Обратите внимания на действия пророка (мир ему и благословение Аллаха)! Не смотря на то, что поступок Хатыба внешне является неверием, пророк (мир ему и благословение Аллаха) спрашивает о причине, побудившей его к этому, прежде чем выносить решение относительно него. Этому противоречат множество мусульман наших дней, которые не разобравшись до конца спешат вынести решение. Спросили имама Ахмада: “ Если мусульманин дает азан и произносит свидетельство того, что Мухаммад – посланник Аллаха, а человек, слышащий это, говорит: «Ты лжешь!» Впадает ли он в неверие?” Ахмад ответил “Нет, он не впадает в неверие, ибо может он имеет в виду произносящего слова свидетельства (самого муаззина, а не шахаду), что он так не считает”. См. «аль-Бадаи’» 4/42.

Также шейх аль-Альбани относительно жертвоприношения, совершаемого возле могилы, говорил: “Если жертвоприношение совершается возле могилы, но ради Аллаха Всевышнего, тогда – это нововведение (бид’а). Однако если жертвоприношение совершается ради умершего, как это часто делают невежды в наше время, то тогда это многобожие (ширк), и есть такое мясо запрещено”. См. “Ахкамуль-джанаиз” 259.

Имам аш-Шафи’и, Ибн Таймия и многие др. имамы сказали, что Хатыб не стал неверным, оказав помощь многобожникам против мусульман из-за того, что он сделал это по причине мирского, не считая неверие истиной! См. «аль-Умм» 4/249, «Маджму’уль-фатауа» 7/522.

Имам аль-Къуртуби сказал: “Тот, кто сообщает тайны мусульман их врагам из-за мирской выгоды, не становится неверным, если вероубеждение его остается правильным. Именно таким был поступок Хатыба, который не желал вероотступничества”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 12/52.

Хафиз Ибн Касир также сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принял оправдание Хатыба, когда узнал, что Хатыб сделал это по причине своего имущества и детей, которые находились у курайшитов». См. “Тафсир Ибн Касир” 4/410. Также все четыре имама единогласны в том, что шпион, который выдает тайны мусульман, преследуя мирские цели, не становится из-за этого неверным, и с их мнением абсолютно были согласны шейхуль-Ислам Ибн Таймия и его ученик Ибн аль-Къайим. См. “ас-Сарим аль-маслюль” 2/372, “Задуль-ма’ад” 3/432.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Если человек оказывает помощь неверным ради родственных связей или же из-за какой-либо нужды, то это является грехом, ослабляющим веру, но не делает его неверным. Так было с Хатыбом ибн Абу Бальта’а, который написал многобожникам о некоторых планах пророка (мир ему и благословение Аллаха). И Аллах о нем ниспослал аят: «О те, которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и помощником»” (аль-Мумтахана 60: 1). См. “Маджму’уль-фатауа” 7/522.

Мы видим, что Аллах обратился к Хатыбу и всем тем, кто поступает подобным образом словами: «О те, которые уверовали!», и если бы подобный поступок выводил бы мусульманина из Ислама, то Аллах не назвал бы их верующими!

Имам аль-Къуртуби сказал: “Такфир – опасная дверь, к которой подошло множество людей, и споткнулось, а остановились у этой двери избранные и спаслись. И мы не приравниваем к спасению ничего”. См. “аль-Муфхим” 3/111.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия во многих своих трудах писал: “Сторонники Сунны из числа обладающих знанием не обвиняют в неверии тех, кто противоречит им, даже если те обвиняют в неверии их, поскольку такфир – это шариатское положение, и человек не имеет права мстить этим. Если, например, человек возвел на тебя ложь или совершил прелюбодеяние с кем-либо из членов твоей семьи, то ты не должен совершать тоже самое по отношению к нему, ибо ложь и прелюбодеяние запрещены! Также и такфир является правом Аллаха Всевышнего, и недозволенно обвинять в неверии никого, кроме тех, кого обвинили в неверии Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). См. “Маджму’уль-фатауа” 3/245, “Минхаджу-Ссунна” 5/244, “ар-Радду ‘аля аль-Бакри” 254.

Ибн аль-Къайим сказал: “Обвинение в неверии является правом Аллаха, а затем Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), которое основывается на шариате, а не на словах кого-либо”. См. “Мухтасар ас-сауа’икъ” 494.

Шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб говорил: “Мои враги говорят, будто бы я обвиняю в неверии на основании своего предположения, или за любовь к неверным, или же будто я обвиняю в неверии невежественных людей, до которых не дошел довод. Все это великая клевета, посредством которой желают увести людей с пути Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “Маджму’у муаллифат” 3/14.

Воевать с хариджитами велел пророк (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Где бы вы их ни встретили, убивайте их, ибо поистине, убивший их, в День воскрешения получит за это награду». аль-Бухари 3611; Муслим 1066.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Если я их застану, то буду убивать их подобно тому, как был убит народ ‘Ад» аль-Бухари 3344, Муслим 1064.

Имам аль-Къуртуби сказал: “Смысл слов пророка (мир ему и благословение Аллаха) состоит в том, что он будет истреблять хариджитов всех за один раз, не воюя только с группой из их числа, подобно тому, как Аллах разом истребил народ ‘Ад”. См. “Шарх Муслим” 3/131.

Имам ан-Науауи писал: «Является обязательным сражение с хариджитами и бунтовщиками, и ученые в этом единогласны!» См. «Шарх Сахих Муслим» 3/138.

Ибн аль-Асир в «ан-Нихайа» сказал о значении слова «Бугъат» (бунтовщики): «Это означает: несправедливая группа, которая отказывается подчиняться правителю. Основа этого слова: впадать в крайность».

Речь идет о Зуль-Хууайсара. О том самом человеке, который обвинил посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в неискреннем и несправедливом распределении трофеев.

Речь идет о событии, которое произошло в 1400г.х. (1980г.) в Запретной мечети в Мекке. Это событие именуется «Джухейман». Эту жестокую группу возглавлял человек по имени Джухейман. Во время этих событий, которые продолжались несколько дней, было убито множество мусульман.

Вред, исходящий от хариджитов для религии и мусульман намного хуже, чем вред, исходящий от правителей-тиранов, как сказал шейхуль-Ислам Ибн Таймия: “Предводители приверженцев нововведений больше приносят вреда для уммы, чем просто совершающие грехи! И по этой причине повелел пророк (мир ему и благословение Аллаха) убивать хариджитов и запретил сражаться с несправедливыми правителями мусульман!” См. “Маджму’уль-фатауа” 7/284.

Великий ученый Ибн аль-Къайим говорил: “Если исправление порицаемого повлечет еще больше порицаемого, отдаление от Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), то изменять это порицаемое запрещено! К подобному исправлению порицаемого относится выход против правителей мусульман. Поистине, это является основой зла и смуты вплоть до Конца света! См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 3/15.

Шейх аль-Альбани сказал: “Выход против правителя мусульман – это зло, на которое четко указали тексты шариата, а также действительность”. См. “Мадарику назар фи ас-сияса” 204.

Речь идет об участниках теракта, совершивших взрыв в ар-Риаде на улице Уляййа, которые были казнены за свое преступление. Высший совет ученых Саудовской Аравии во главе с шейхом Ибн Базом в 1988 году относительно террористических актов в Исламских и других странах вынесли следующее решение: «Если в соответствии с шариатом будет установлено, что человек занимался любым видом подрывной деятельности или распространял нечестие на земле, путем посягательств на жизнь людей и личное или общественное имущество, посредством взрывов домов, мечетей, школ, больниц, заводов, мостов, складов оружия, источников водоснабжения и нефтепроводов или же взрывов или захвата самолетов и тому подобных действий, что создавало угрозу общественной безопасности, то он заслуживает смертной казни. Указанием на это служит аят Корана: «Воистину, те, которые сражаются против Аллаха и Его посланника и стремятся сотворить на земле нечестие, в воздаяние должны быть убиты или распяты, или у них должны быть отсечены накрест руки и ноги, или они должны быть изгнаны из страны. Это будет для них позором в этом мире, а в Последней жизни для них уготованы великие мучения» (аль-Маида 5: 33). Однако люди, которые занимаются подрывной деятельностью, представляют собой большую опасность и наносят больше вреда, чем разбойники. Но если для разбойника, который посягает только на отдельного человека, убивая или грабя его, Аллах установил такое наказание, тем более его заслуживают террористы, причиняющие страдания многим невинным людям». См. “аль-Фатауа шар’ия” 21. Также высший совет ученых, среди которых: шейх ‘Абдуль-‘Азиз Али Шейх, шейх Салих аль-Люхайдан, шейх ‘Абдуллах ибн Сулейман аль-Мани’, шейх ‘Абдуллах аль-Гъадаян, шейх Салих аль-Фаузан, шейх Хасан аль-‘Атми, шейх Мухаммад ибн ‘Абдуллах ас-Сабиль, шейх ‘Абдуллах ибн Мухаммад ибн Ибхарим Али Шейх, шейх Мухаммад ибн Сулейман аль-Бадр, шейх ‘Абдуллах ат-Турки, шейх Мухаммад ибн Зайд Али Сулейман, шейх ‘Абдуль-Уаххаб ибн Ибрахим, шейх Салих ибн ‘Абдуллах ибн Хумайд, шейх Ахмад ибн ‘Али аль-Мубараки, шейх ‘Абдуллах ибн ‘Али ар-Ракабан и шейх ‘Абдуллах ибн Мухаммад аль-Мутлякъ, после взрыва в Эр-Рияде, 11/6/1424г.х. (2003г.) в своем заявлении, среди прочего, сказали: «Тот, кто утверждает, что различные теракты и убийства (невинных) – это джихад, тот является невеждой (джахиль) и заблудшим. Все это не имеет ни малейшего отношения к джихаду на пути Аллаха!»

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал о хариджитах: «Они наихудшие из созданий, и Туба тому, кто будет их убивать или кого убьют они». аль-Хаким 2/146. Хадис достоверный.

Об этом сообщается в хадисе от Ибн Абу Ауфы, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Хариджиты — собаки из числа обитателей Огня!» Ахмад 4/355; Ибн Маджах 173. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Скачать файл