Нет ни одного достоверного хадиса о протирании шеи

Метки: , , , , ,

Рубрики: Фикх

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху, которого мы восхваляем и к которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ, и дурных дел. Кого поведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он сбил, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад, раб Аллаха и посланник Его.

Поистине, самые лучшие слова – это Книга Аллаха, а лучший путь – это путь Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Худшие же деяния – это нововведения, а каждое нововведение – это ересь, а каждая ересь – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне.
А затем:

В отношении протирания шеи при омовении нет ничего достоверного в Сунне! Хафиз Ибн аль-Муляккъин говорил: “Неизвестно ничего от пророка (мир ему и благословение и Аллаха) относительно протирания шеи, это были слова некоторых саляфов”. См. “аль-Бадр аль-мунир” 1/38.

Имам ан-Науауи сказал: “Нет ничего достоверного от посланника Аллаха (мир ему и благословение и Аллаха) относительно того, чтобы он протирал шею в омовении!” И также он сказал: “И это не является Сунной, наоборот – это нововведение!” См. «аль-Маджму’» 1/499.

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Нет ни одного достоверного хадиса о протирании шеи!” См. “Задуль-ма’ад” 1/187.

Также сторонники законности протирания шеи при омовении, пытаются усилить этот поступок словами Мусы ибн Тальхи: «Защищен от зависти тот, кто протирает шею вместе с головой». аз-Забиди в «Шарх аль-Ихья» 2/365.

Ответ на этот довод с нескольких сторон:


Во-первых, Муса ибн Тальха не сподвижник, а сын сподвижника, который не застал пророка (мир ему и благословение Аллаха), а застал Усмана ибн Аффана. И правильным является то, что он из числа таби’инов, а не сподвижников. См. “ас-Сияр” 4/364, “Табакъат аль-Кубра” 5/161.

Во-вторых, это сообщение слабое, и хафиз Ибн Хаджар назвал его мурсаль. См. “ат-Тальхыс” 1/92.

В-третьих, в иснаде этого сообщения также передатчик по имени аль-Мас’уди, который хоть и был надежным, стал путаться в конце жизни.

В-четвертых, даже если бы это сообщение и было бы достоверным, в нем нет указания на то, что протирание шеи при омовении является узаконенным деянием в шариате!

Хвала Всевышнему Аллаху,

мир и благословения пророку Мухаммаду и его семье

«Саляф – Форум»